
 
  
Organization for Security and Co-operation in Europe  

RC.DEL/144/10/Add.1 
8 October 2010  
   
RUSSIAN only 

Secretariat  
  
  

Conference Services 

 
 
 

2010 OSCE REVIEW CONFERENCE 
30 September – 8 October 2010  

Warsaw 
 

FORWARD-LOOKING DISCUSSIONS 
WORKING SESSION 1 

Freedom of media 
 
 

Contribution by the Permanent Mission of Tajikistan 
 Mr  Dilafruz AMIRKULOVA, Deputy Head of TV Committee 

 
 
 
 

  



RC.DEL/144/10/Add.1 
8 October 2010  
   
RUSSIAN only ФАКТЫ НАСИЛИЯ ЖУРНАЛИСТОВ 

 
Сайт: http://www.cjes.ru/bulletins/?lang=rus&bid=3953 
 
В республике растет недовольство СМИ. Прогнозы экспертов оправдываются, 
судебные процессы над тремя независимыми издания прозвучали как команда «фас» - 
на газеты можно нападать и критиковать. Особенно этой команде, судя по всему, 
обрадовались все те, кто не выносит критику вообще. Так, председатель 
экзаменационной комиссии, профессор Абдусаттор Нуралиев на страницах июньского 
номера газеты «Пайкон» разместил отклик на статью Бекназара Абубакра «Почему 
декан попросил?». Председатель экзаменационной комиссии считает, что автор 
материала преследует корыстную цель и его доводы по поводу того, что в ходе 
выпускных экзаменов, педагоги занизили его оценки, несмотря на то, что он хорошо 
подготовился и ответил на все свои вопросы, являются необоснованными. Обращаясь к 
главному редактору «Пайкон» он сетует на то, почему издание допускает публикацию 
таких оскорбительных выражений, как «бессовестный», «жестокий», «эгоистичный» в 
отношении педагога. 
В конце письма профессор Нуралиев обращается к общественной организации Совет 
по СМИ с тем, что последнее время в некоторых газетах (в особенности, 
еженедельниках «Пайкон» и «Точикистон»), имеет место такое негативное явления, как 
необоснованное обвинение, открытая клевета и оскорбление, злоупотребление 
профессией журналиста, которые противоречат журналисткой этике. Он просит 
пересмотреть данный вопрос на заседание Совета по СМИ, так как некоторые 
таджикские журналисты и СМИ просто игнорируют такие правила, как проверка 
достоверности фактов и материалов. «Мы считаем, что использование материалов, 
имеющих корыстную цель, являются бесчестным поступком для таджикского 
журналиста», - отмечает он. 
Журналистами недовольны и в городе Куляб. После сильных селей в этом городе 
отдельные СМИ стали уделять этой темой пристальное внимание, написали подряд 
несколько материалов. По мнению местных чиновников, авторы некоторых 
публикаций, преследуя корыстную цель, несправедливо порочат отдельных 
чиновников. Одним из таких публикаций, по мнению руководителя аппарата 
председателя Куляба Усмона Хушвахтова, является статья, напечатанная «Озодагон» 
«Трагедия, которую невозможно списать». В свою очередь газета «СССР» (№24 от 
17.06.2010г) сообщает о том, что 13 июня президент Таджикистана Эмомали Рахмон 
посетил пострадавший от стихийного бедствия Кулябский регион, встретился с 
активом города. Однако независимые журналисты региона не смогли попасть на 
встречу с главой государства. По словам независимого журналиста Ахмада Ибрагима 
чиновники горисполкома не хотят, чтобы независимые СМИ присутствовали на этих 
встречах. Некоторые чиновники до сих пор разделяют СМИ на «государственные» и 
«негосударственные». И это в то время, когда сам глава государства на недавней 
встрече с журналистами, предложил убрать данные термины. Чиновники до сих пор 
воспринимают независимых журналистов, как «врагов». И в большинство случаев 
региональных журналистов «СССР», «Фараж», «Азия плюс», «Озодагон» не пускают 
на важные мероприятия, и они остаются за дверью. 
К слову сказать, журналисты жалуются и на недоступность депутатов для получения 
информации. Журналист Харамгул Кодири заявляет, депутаты находят разные 
причины, чтобы отказываться от встречи с представителями СМИ. По ее словам, с 
приходом бывшего доступного для журналистов министра страны- Шукурджона 
Зухурова в состав парламента, многие думали, что, наконец- то это «долина 

 1



безмолвии» проснется, но увы, последние надежды рухнули. Ситуация осталось 
неизменной. «Зухуровские парламентарии остались преданными своему «Уставу» и 
всячески избегают СМИ. Журналист предполагает, что их молчание дает им гарантию 
быть избранными и во второй раз в эту «долину безмолвии», а правительство Эмомали 
Рахмона будет их избирать и назначать именно в соответствии этому принципу». 
Еще одно событие, которое вызвало много споров в обществе, имеет отношение к 
пикету. 9 июня около 30 журналистов устроили пикет у здания посольства Узбекистана 
в Душанбе в связи с блокадой таджикских грузов на узбекской границе. Журналисты 
держали в руках плакаты «Освободите вагоны Таджикистана» и другие и просили 
узбекского посла выйти к ним, чтобы ответить на их вопросы. В частности, главный 
редактор газеты «Джомеа» («Общество») Кироншо Шарифзода, сказал, что не 
поддерживаю организованный представителями независимых СМИ пикет у посольства 
Узбекистана. Он считает, что пикет с участием журналистов, выглядят несколько 
неправильными, так как «журналисты имеют свою трибуну для выражения 
собственной позиции, будь то ТВ, радио, газета или Интернет». «По вопросу задержки 
грузов в Узбекистане в СМИ было много материалов, некоторые носят откровенно 
провокационный характер, и никак не способствуют урегулированию ситуации, скорее 
наоборот, усугубляют проблему», - считает журналист. 
С ним согласен и глава Ассоциации независимых электронных СМИ Таджикистана 
Мусо Асозода, который отметил, что межгосударственные вопросы такими методами, 
как пикетирование, решить невозможно. 
«На таких акциях журналист должен работать, а не принимать участие – брать 
интервью, делать репортажи, осуществлять аудиовидео запись. Наша трибуна – это 
наши СМИ. Если кто-то хочет выйти на пикет или митинг, то это конечно его право, но 
тогда нужно оставить свое журналистское удостоверение дома и громко заявить, что 
это его личная гражданская позиция, - высказывает свою позицию генеральный 
секретарь Медиа Альянса Таджикистана Зафар Абдуллаев. 
___________________________________________________________________________
__ 
 
Сайт: http://www.ferghana.ru/article.php?id=6500 
Судебные преследования журналистов различных СМИ привели к тому, что многие 
видные мастера пера были вынуждены либо приостановить свою деятельность, либо 
покинуть Таджикистан. Так, в 2009 году таджикские власти потребовали экстрадиции 
на родину редактора базирующейся в Москве газеты «Чароги Руз» Дододжона 
Атовуллоева и запретили распространение газеты в Таджикистане, поскольку в ней 
критиковалась политика президента Эмомали Рахмона. 
 
Министерство культуры, ответственное за регистрацию печатных СМИ, рапортовало о 
наличии в стране 244 зарегистрированных печатных изданий, из которых 128 являются 
частными. При этом ни одна из газет не выходит в Таджикистане ежедневно. 
 
Власти Таджикистана отличились и в блокировке доступа к независимым веб-сайтам, 
таким, как charogu.ru и ariana.com. Веб-сайт nansmit.tj был лишен права на 
существование за то, что раскритиковал закрытие властями одного из интернет-кафе, в 
котором посетители имели свободный доступ к различным сайтам. 
 
Также в докладе Госдепартамента США были затронуты вопросы отсутствия свободы 
вероисповедания (в качестве примера можно привести запрет деятельности в стране 
салафитов), незащищенность беженцев и переселенцев, оказавшихся в трудном 

 2

http://www.ferghana.ru/article.php?id=6500


положении со времен гражданской войны, нежелание проводить честные и открытые 
выборы, торговля людьми, а также использование детского труда и притеснение 
этнических меньшинств (узбеков и афганцев). Говорится и о проблеме 
заминированных со времен гражданской войны участков территории страны: в 
прошедшем году трое граждан страны погибли от подрыва на минах, пятеро получили 
ранения. 
_______________________________________________________________________ 
Сайт: http://www.ferghana.ru/news.php?id=14095 

 
24 февраля посольство США в Таджикистане распространило заявление, в котором 
выразило свою обеспокоенность по поводу судебных исков против пяти независимых 
газет: «Азия-Плюс», «Озодагон», «Фараж», «Пайкон» и «Миллат». Об этом 
«Фергане.Ру» сообщил координатор по СМИ посольства в Душанбе Вадим Садоншоев. 
 
«Средства массовой информации играют важнейшую роль в укреплении стабильного 
общества посредством предоставления информации о деятельности правительства, 
разоблачения несправедливости и обеспечения независимого анализа, - говорится в 
заявлении посольства.- Иски могут заставить газеты прекратить публикацию, что 
станет серьезным ударом по свободе прессы в Таджикистане». 
 
В документе подчеркивается, что государства-члены ОБСЕ имеют обязательства по 
обеспечению свободы прессы путем защиты СМИ от преследований и гарантии 
защиты прав журналистов со стороны судебной системы, чтобы они могли выполнять 
свою важную работу. 
 
«Мы выразили свою озабоченность правительству Таджикистана и убедительно 
просили его гарантировать, чтобы судебная система не использовалась в качестве 
инструмента для преследования независимых средств массовой информации или 
подавления свободы слова», - говорится в заявлении. 
 
Поводом для такой реакции посольства США стал судебный процесс по искам двух 
судей Верховного суда Таджикистана и судьи Душанбинского городского суда, 
которые возмутились критическими публикациями в вышеназванных газетах. В 
частности, они требуют от газет «Азия-Плюс», «Озодагон», «Фараж» и адвоката 
С.Джураева возмещения морального ущерба на общую сумму 5,5 млн. сомони (более 
$1 млн. 250 тыс.) из-за публикации в этих изданиях открытого заявления адвоката о 
нарушениях прав человека, которое было озвучено в ходе заседании кассационной 
коллегии Верховного суда республики в городе Худжанде 14 января 2010 года и на 
пресс-конференции 18 января 2010 года. По мнению судей, заявление адвоката 
оскорбляет их честь и достоинство. Суд по данному иску состоится после 1 марта. 
 
В отношении еженедельника «Пайкон» судебный иск был выдвинут Агентством по 
стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции Таджикистана 
(«Таджикстандарт») - из-за публикации открытого письма группы предпринимателей к 
руководству страны. В октябре 2009 года суд постановил взыскать с газеты «Пайкон» 
300 тыс. сомони (около $70 тыс.) в пользу «Таджикстандарт». 
 
Иск против газеты «Миллат» выдвинуло Министерство сельского хозяйства 
Таджикистана, которого задела публикация на страницах газеты критического 
материала «Министерство сельского хозяйства – самое коррумпированное ведомство», 

 3



сообщает Азия-плюс. В своем заявлении истец требует от газеты возмещения 
морального ущерба в размере 1 млн. сомони (около $229 тыс.), которые намерен 
направить, в случае положительного рассмотрения дела, на строительство Рогунской 
ГЭС. 
 
В свою очередь, «Миллат» выдвинула встречный иск в отношении истца на 
символическую сумму в размере одного сомони. Редакция газеты считает, что 
инициированное Минсельхозом судебное разбирательство не имеет под собой 
реального обоснования, преследует корыстные цели и угрожает нарушению свободе 
слова и свободе выражения в стране. 
 
25 февраля состоялось слушание по иску против газеты «Миллат». 
Председательствующая на процессе судья Дилором Абдурахимова предложила 
сторонам пойти на компромисс, однако представители Минсельхоза отказались от 
этого. Следующие судебные слушания по этому делу назначены на 11 марта. 
___________________________________________________________________________ 

 
 

ПРИМЕРЫ С ИНТЕРНЕТА: 
 
http://www.centrasia.ru/newsA.php?CR=4  
 
И.Кандов: Круговорот вод Зеравшана. Иран помогает Таджикистану "поставить на 
колени" народ Узбекистана 
12:56 29.09.2010  
 
Иран помогает Таджикистану "поставить на колени" народ Узбекистана 
 
Похоже президент Таджикистана все еще не оставил свою шовинистскую идею 
поставить на колени народ Узбекистана, потому как политика руководства 
сопредельной страны строится по принципу "навреди соседу", а остальное - гори оно 
синим пламенем. Хотелось бы отметить, что в свое время электронные СМИ 
растиражировали сведения о том, как Э.Рахмон в ходе закрытых заседаний кабинета 
откровенно и неоднократно говорил, что скоро поставит Узбекистан на колени, создав 
на всех реках, идущих из республики к соседям, ГЭС, регулирующие водосток на своей 
территории. 
И, что интересно, приписываемые главе сопредельной страны скандальные слова 
фактически так никто и не опроверг. А, как известно, молчание – знак согласия. 
 
Как нам стало известно, в настоящее время администрацией Пенджикентского района 
Согдийской области соседнего Таджикистана ведутся работы по изменению русла реки 
Зеравшан, берущей начало с ледников "Зеравшанский" и пика "Игла". Дело в том, что 
таджикское руководство планирует соорудить канал для возврата поступающих с 
горных систем объемов воды реки Зеравшан, который в зимний период составляет 50 
куб.метров, в летний - 230,9 куб.метров. 
В планы таджикского руководства входит также расширить канал "Киштут" в 
Пенджикентском районе, куда в дальнейшем планируют повернуть русло реки для 
создания "искусственного круговорота воды". 
 

 4



И как показывают события, находятся готовые помочь в воплощении в реальность 
мечты таджикского руководства. Согласно подписанного между Таджикистаном и 
Исламской Республикой Иран соглашения в населенном пункте Мадрушкат Горно-
Матчинского района Согдийской области начаты строительные работы по расширению 
реки Зеравшан. 
На сегодня прибывшие из Ирана специалисты проводят измерительные работы по 
возможному искусственному изменению русла водоисточника. 
Свои действия таджикская сторона объясняет, якобы, необходимостью обеспечения 
поливной водой расположенных у этого самого канала "Киштут" населенных пунктов 
Шашкат, Панджрут, Артуч, Негнот, Хусанабад, Равад, Кадм и Вашан Пенджикентского 
района Согдийской области. 
Здесь хотелось бы отметить, что жители сразу трех - Самаркандской, Джизакской, 
Навоийской областей Республики Узбекистан зависят от вод Зеравшана. 
 
По мнению экспертов, в случае реализации таджикского проекта уровень воды в реки 
Зеравшан значительно снизится, а в зимний период может отсутствовать вовсе, что 
будет способствовать превращению указанных выше регионов Узбекистана в 
пустынные зоны. 
В сложившейся ситуации хотелось бы напомнить, что это не единственный носящий 
открытый враждебный характер проект, реализуемый таджикской стороной. 
Руководством Таджикской Республики предпринимаются меры по возведению 
Рогунской ГЭС на реке Амударья, что также негативно отразится на флоре и фауне 
всего региона. 
 
Руководству Таджикистана неплохо было бы вспомнить, что как итог уродливой 
формы политики бывшего Союза, в государствах Центральной Азии происходило 
аналогичное безудержное освоение новых земель для выращивания "водолюбивых" 
монокультур. 
Естественно, все это привело к полному отсутствию пропуска воды в Арал, в 
отдельные годы даже для питьевого водоснабжения. 
А ведь еще не так давно Аральское море было четвертым по величине озером в мире, 
славилось богатейшими природными запасами, а зона Приаралья считалась 
процветающей и биологически богатой природной средой. 
А во что сегодня превратился Арал, думаю, не стоит рассказывать. 
 
Илес Кандов 
________________________________________________________________ 
http://www.ferghana.ru/article.php?id=6500 
 
Из года в год в республике отмечаются факты преследования инакомыслящих, 
отсутствие справедливого суда и притеснение свободы слова. Критика в адрес 
президента страны, членов его семьи и окружения вызывает негодование местных 
властей. В частности, в октябре 2009 года из-за публикации открытого письма группы 
предпринимателей к руководству страны душанбинский суд постановил взыскать с 
газеты «Пайкон» 300 тысяч сомони (около $70 тысяч). 
 
Критике Госдепа также подверглось установление правительством Таджикистана 
контроля над телевизионным вещанием. В качестве примера приводится расторжение 
контракта с российским каналом РТР-Планета, а также закрытие и препятствование 
вещанию таких местных телекомпаний, как «ТВ Сомониен» и «Гули Бодом», что 

 5



аналитики расценили как стремление властей ограничить население от нежелательного 
политического содержания программ этих каналов. 
 
Судебные преследования журналистов различных СМИ привели к тому, что многие 
видные мастера пера были вынуждены либо приостановить свою деятельность, либо 
покинуть Таджикистан. Так, в 2009 году таджикские власти потребовали экстрадиции 
на родину редактора базирующейся в Москве газеты «Чароги Руз» Дододжона 
Атовуллоева и запретили распространение газеты в Таджикистане, поскольку в ней 
критиковалась политика президента Эмомали Рахмона. 
 
Министерство культуры, ответственное за регистрацию печатных СМИ, рапортовало о 
наличии в стране 244 зарегистрированных печатных изданий, из которых 128 являются 
частными. При этом ни одна из газет не выходит в Таджикистане ежедневно. 
 
Власти Таджикистана отличились и в блокировке доступа к независимым веб-сайтам, 
таким, как charogu.ru и ariana.com. Веб-сайт nansmit.tj был лишен права на 
существование за то, что раскритиковал закрытие властями одного из интернет-кафе, в 
котором посетители имели свободный доступ к различным сайтам. 
 
________________________________________________________________ 
http://hrt.tj/downloads/region_osce_euro/HD_OSCE_%20report%20on%20freedom%20of%
20speech.pdf 
 

Республиканское Бюро по правам  
человека и соблюдению законности  

Душанбе, Таджикистан  
 

Ситуация со свободой слова в Таджикистане  
 

Ситуация со свободой слова в Таджикистане все еще остается сложной. В числе 
наиболее актуальных проблем, определяющих степень свободы слова в Таджикистане, 
можно назвать следующие: ограниченный доступ к информации, цензура и 
самоцензура, уголовное преследование в отношении представителей СМИ, и 
диффамации, принятие нового закона «О внесении изменений и дополнений в 
Уголовный кодекс РТ», касающееся признания на территории Республики 
Таджикистан всемирной сети Интернет как средства массовой информации и 
ответственность журналистов за "клевету" и "оскорбление" в Интернете.  
 
Ограниченный доступ к официальной информации все еще остается одной из главных 
проблем для таджикских журналистов. Журналисты продолжают испытывать 
трудности при получении официальной информации. Ряд законодательных актов 
Таджикистана, а в частности, Законы «О телевидении и радиовещании» и «О печати и 
других средствах массовой информации» возлагают на государственные, политические, 
общественные организации и должностных лиц обязанность предоставлять СМИ 
необходимую информацию, за исключением той, которая составляет государственную 
или иную охраняемую законом тайну.  
 
Однако чиновники с неохотой сотрудничают с журналистами. Журналисты, в основном 
корреспонденты, работающие на информационные агентства, испытывают трудности 
при получении оперативной информации. Зачастую чиновники, отказывая в 

 6



предоставлении информации, требуют обращения за информацией в виде письменного 
запроса с заранее подготовленными вопросами, но и эта форма обращения не всегда 
работает действенно. Чаще всего чиновник не отвечает на запрос журналиста или до 
такой степени затягивает с ответами, что проблема, которую намеревался осветить 
журналист, теряет свою актуальность. 
__________________________________________________________________ 
http://www.asiaplus.tj/articles/41/388.html 
 
Мертвые души» таджикских СМИ 
 
04.05.2006 10:17 
 
Автор: Лилия ГАЙСИНА, Asia-Plus 
 
В последнее время стало доброй традицией говорить с высоких трибун о бурном 
развитии таджикских СМИ. При этом, как правило, называются внушительные цифры 
средств массовой информации, зарегистрированных в нашей стране. Статистика 
действительно впечатляет. Однако, насколько она совпадает с реальностью? ПО 
официальным данным, на сегодняшний день в Таджикистане зарегистрировано 325 
печатных СМИ: из них 230 газет, 87 журналов и 8 информационных агентств. Совсем 
неплохо для такого небольшого государства! Но при ближайшем рассмотрении 
выясняется, что реально их гораздо меньше. Большинство печатных изданий, выпустив 
1-2 номера, тихо умирает. Но при этом продолжает оставаться в списке Минкультуры. 
Отсюда – такие внушительные цифры в официальных отчетах, призванных 
продемонстрировать наши успехи в области свободы слова. Кто, например, может 
перечислить 8 информационных агентств в нашей стране? Вопрос риторический. 
Аналогичная ситуация с газетами и журналами.  
 
В самом Минкультуры нам признались, что из 230 официально зарегистрированных 
газет, функционируют только 123. Хотя, откровенно говоря, даже эта цифра вызывает 
большие сомнения. Начальник управления издательств, полиграфии, периодической 
печати и книготорговли Минкультуры Мирзобадал Бадалов полагает, что разобраться с 
«мертвыми душами» таджикской прессы будет возможно уже в ближайшее время: 
 
- В течение месяца правительство планирует принять новое постановление «Об 
утверждении правил учета издательских организаций». В соответствии с ним каждое 
издание должно будет встать на учет в Минкультуры в течение трех месяцев. Те 
журналы, газеты, агентства, которые реально не функционируют, будут аннулированы.  
 
По словам М. Бадалова, «встать на учет» означает предоставить в Минкультуры 
полную информацию о своем издании - начиная с тиража и заканчивая образованием 
сотрудников. В случае, если уже зарегистрированная газета решит выпускать 
приложение, то повторно регистрироваться в Минюсте не придется, достаточно будет 
получить добро в Минкультуры. 
__________________________________________________________________ 
 http://www.ariana.su/?S=5.0705231818  
 
23.05.07 Нарушения свободы слова в Таджикистане  
Обзор "Adil Soz" за апрель 2007 года  
 

 7

http://www.asiaplus.tj/articles/41/388.html


 8

В апреле 2007 года мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ Таджикистана 
зафиксировал 43 сообщения. Из них 25 определяют фактическое положение СМИ в 
свете социально-правовой и политической атмосферы месяца-14 информируют о 
прямых нарушениях прав журналистов и СМИ, 4 - о конфликтах и нарушениях, 
выдвинутых против СМИ и журналистов. 
 
 

 


