
 

Sputnik Press-Office 
media@sputniknews.com 
+74956456411 
SPUTNIKNEWS.COM 

Петр Лидов-Петровский 
Директор по коммуникациям и связям с общественностью 
Международное информационно агентство и радио Sptunik 
 
НАПАДКИ НА SPUTNIK И «РОССИЯ СЕГОДНЯ» В США И 
ЕВРОПЕ  
 
Медиагруппа «Россия сегодня» и входящее в нее информационное агентство и радио 
Sputnik подвергаются непрекращающимся нападкам в США и ряде европейских стран за 
безосновательно инкриминируемые им попытки вмешательства в выборы и якобы 
имеющее место распространение фейковых новостей.  
 
Несмотря на то, что наши журналисты и политики вплоть до главы государства 
неоднократно характеризовали сложившуюся ситуацию как «охоту на ведьм», это 
давление только нарастает, что не должно оставаться незамеченным ОБСЕ.  
В феврале этого года сотрудники американского Совета по международным 
отношениям Роберт Блэквилл и Филип Гордон высказались за принятие закона, который 
бы помог ограничить присутствие «таких органов российской пропаганды, как RT 
и Sputnik, в лентах новостей». Блэквилл и Гордон, некогда занимавшие высокие 
должности в американских структурах безопасности, также предложили разработать 
законопроекты, позволяющие определять политическую рекламу, за которой стоят 
иностранные спонсоры, удалять фейковые аккаунты и материалы. То есть речь 
фактические идет об отмене для неудобных СМИ данной Первой поправкой к 
Конституции США свободы слова.  
 
В ноябре 2017-го члены палаты представителей конгресса США Анна Эшу, Майкл Дойл 
и Фрэн Пэллон  призвали главу Федеральной комиссии по связи Аджита Пая 
расследовать возможное «вмешательство» радио Sputnik в президентские выборы. 
Конгрессмены указали на вещание Sputnik на частоте 105,5 FM в Вашингтоне, игнорируя 
тот факт, что первый эфир там состоялся 1 июля 2017 года, спустя более чем полгода 
после президентских выборов!  
 
В том же месяце под угрозой возбуждения уголовного дела со стороны Минюста США 
представительство Sputnik было вынуждено зарегистрироваться в качестве 
иностранного агента. Теперь вещание Радио Sputnik приходится сопровождать 
оповещением, что его  программы произведены иноагентом, что, 
естественно,  затрудняет объективное восприятие контента. Наши партнеры также были 
вынуждены зарегистрироваться в качестве иноагентов: RIA Global – 16 февраля 2018 
года, Reston Translator – 15 ноября 2017 года. 
 
В конце прошлого года новостной агрегатор Google News сообщил, что будет 
«деранжировать» новостные материалы от RT и Sputnik при выдаче новостей. А в 
январе 2017-го представитель Google заявил, что поисковик работает над «повышением 
прозрачности» новостной выдачи, что в том числе предполагает маркировку 
финансируемых государствами источников. По его словам, RT и Sputnik уже имеют 
соответствующую пометку в поиске.  
 
Затем уже YouTube объявил о введении специальной маркировки для видеороликов, 
размещаемых финансируемыми государством СМИ, в том числе Sputnik. А  Twitter 
отправил уведомления пользователям, которые могли получать «российскую 
пропаганду» перед выборами в США, объявил о блокировке 200 связанных с Россией 
аккаунтов и запретил RT и Sputnik размещать рекламу. 
 
При этом и Google, и Facebook признают, что у них нет никаких свидетельств 
манипулирования своими платформами со стороны RT и Sputnik. Мы считаем, что в 
данном случае речь идет о самой настоящей цензуре, практикуемой интернет-
гигантами. То есть теперь наши новости, наши видео и прочая информация, исходящая 
от нас, в поисках Google, а значит и YouTube, потому что YouTube принадлежит Google, 
теперь искусственно занижается и цензурируется. И только потому, что ЦРУ в 2017 году 
опубликовало доклад с бездоказательными обвинениями в адрес Sputnik и RT в 
попытках вмешательства в американские выборы.  

ironganakis
Typewritten Text
HDIM.MEDIA/0045/2018/RU
11 September 2018



 

Sputnik Press-Office 
media@sputniknews.com 
+74956456411 
SPUTNIKNEWS.COM 

 
Во Франции не далее как 4 сентября аналитические центры МИД и министерства 
обороны опубликовали доклад об угрозе внешнего манипулирования общественным 
мнением на Западе с рекомендацией «маргинализировать иностранные органы 
пропаганды». «Сначала стоит называть их по имени… А затем не аккредитовывать и не 
приглашать их на пресс-конференции», — говорится в докладе. В качестве иллюстрации 
предложения «называть по имени» приводятся слова президента Эмманюэля Макрона 
о том, что Sputnik и RT якобы «многократно распространяли неправду о нем и его 
предвыборной кампании».  
 
В Национальной Ассамблее Франции 4 июля в первом чтении был принят закон о 
противодействии фейковым новостям, фактически направленный против RT и Sputnik. 
При этом общественность и журналистское сообщество опасается, что закон может 
положить конец свободе слова в стране, согласно предложениям Франция сможет 
блокировать СМИ, если оно заподозрено в распространении фейковых новостей, при 
этом четкого описания нет.  
 
Кампанию против Sputnik и RT инициировал сам Макрон, еще будучи кандидатом в 
президенты. Он обвинил российские СМИ в попытках его дискредитации. Прежде всего, 
в вину им вменялись три публикации — о французских корреспондентах в Москве 
в футболках с названием движения Макрона "En Marche (Вперед)!", о его скрытой 
гомосексуальности и расходах на его поездку в Ливан. Но правда состоит в том, что 
первоисточником этих сведений выступали другие лица и СМИ, а Sputnik и RT их лишь 
пересказывали!  
 
В Великобритании в марте этого года Торговая палата Эдинбурга лишила Sputnik 
членств в этой организации. Представитель Палаты в интервью The Times сказала, что 
исключение стало ответом на отравление в Солсбери и ухудшение отношений между 
Россией и Великобританией.  
 
Ранее, в июле 2015 года, в Британии был заблокирован счет МИА «Россия сегодня» в 
банке Barclay's. Источник в банке тогда пояснил, что ограничения связаны с тем, что 
генеральный директор агентства Дмитрий Киселев внесен британским казначейством в 
санкционный список после введения против него персональных санкций Евросоюза.  
В ноябре 2016 года Европарламент принял не имеющую силы закона резолюцию 
о противодействии российским СМИ, самыми опасными из которых названы  Sputnik 
и RT. Документ содержит призыв к странам ЕС выступить с «конкретными 
юридическими инициативами для того, чтобы стать более эффективными в решении 
проблемы дезинформации и пропаганды». Президент России Владимир Путин, 
комментируя это решение ЕП, заявил, что принятие резолюции свидетельствует 
о деградации представления о демократии в европейском обществе. При этом он 
выразил надежду, что здравый смысл восторжествует и до реальных ограничений дело 
не дойдет. 
 
В Прибалтике в последние годы неоднократно отмечались случаи задержания 
журналистов Sputnik, проведения с ними бесед сотрудниками спецслужб, отказа во 
въезд сотрудников МИА «Россия сегодня», прямого закрытия ресурсов в доменной зоне 
.lv, отказов в аккредитациях. Попытки ограничить деятельность Sputnik в странах Балтии 
носят продолжительный и постоянный характер. В СМИ с подачи политиков 
и общественных деятелей ведется масштабная инфокампания по очернительству 
агентства. 
 
Так, в июле шеф-редактор Sputnik Латвия Валентинс Роженцовс  был задержан в Риге 
полицией безопасности и отпущен только через 12 часов. Он рассказал, что полицию 
безопасности интересовала его работа на посту шеф-редактора и деятельность самого 
агентства в Латвии. 
 
Ранее Нацсовет Латвии по электронным СМИ выступил с призывом отказаться 
от использования государственными изданиями материалов Sputnik. В марте 
Балтийские агентства LETO и BNS синхронно разорвали контракт со Sputnik в Литве, 
Латвии и Эстонии. Тогда же Sputnik Латвия получил официальное уведомление о 
закрытии ресурса в доменной зоне.lv.  

http://ru.sputniknews.lv/Latvia/20160329/1130329.html


 

Sputnik Press-Office 
media@sputniknews.com 
+74956456411 
SPUTNIKNEWS.COM 

Мы убеждены, что призывы к бойкоту в Прибалтике изданий, которые предоставляют 
иную точку зрения на события, не имеют никакого отношения к журналистике. Борясь 
с нами, власти стран Балтии борются не с пропагандой, а с инакомыслием. Ни 
к демократии, ни к свободе слова это не имеет никакого отношения. 
Ну и напоследок пара слов о Польше. В октябре 2014 года польский МИД аннулировал 
журналистскую аккредитацию внештатного корреспондента «Россия сегодня» Леонида 
Свиридова, который работал в Варшаве с 2003 года. После этого польские власти 
лишили  Свиридова вида на жительство - статуса долговременного резидента ЕС и 
внесли его в «черный список» Шенгена. Причиной тогдашний министр иностранных дел 
Польши Гжегож Схетына  назвал «странные бизнес-связи и лоббирование». По словам 
министра, Свиридов устраивал для польских журналистов поездки в Россию на деньги 
российского концерна, который хотел взять под контроль азотный комбинат. Мы же 
уверены, что Свиридов пострадал исключительно за свои публикации и его высылка 
стала вопиющим фактом покушения на свободу слова.  
 
 
 
 




