
 
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 

Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ 
Миклош Харасти 

 
 

Случаи нарушения свободы СМИ во время кампании по выборам в 
Государственную Думу Российской Федерации 2007 года 

 
 

Преследование СМИ 
 

• В ночь с 23 на 24 ноября были похищены съемочная группа телекомпании «РЕН 
ТВ» и Олег Орлов, председатель правозащитной организации «Мемориал». 
Вооруженные люди в защитной форме и масках угрожали им казнью и жестоко 
избили. Журналисты и эксперт-правозащитник приехали освещать 
демонстрацию в Республике Ингушетия. После избиения троих журналистов и 
Орлова оставили в поле неподалеку от Назрани. Когда они добрались до 
ближайшего отделения милиции, журналисты и правозащитник были взяты под 
стражу, где они провели долгое время без медицинской помощи и возможности 
позвонить по телефону.   

 
• 8 ноября компьютеры и все документы самарского издания «Новой газеты» 

были конфискованы во время рейда, целью которого была заявлена проверка 
подлинности программного обеспечения газеты. Газете пришлось 
приостановить деятельность. 

 
• В Чите работа независимого сайта «Регновости» была временно прекращена 29 

ноября без объяснений. Читинская прокуратура также публично заявила, что 
провайдер «Сибирьтелеком» предоставляет хостинг экстремистским сайтам.  

 
• 27 ноября в Перми на тираж газеты партии Гражданская Сила «За людей! За 

правду! За справедливость!» был наложен арест на основании постановления 
члена местной избирательной комиссии. В изъятом номере один из лидеров 
партии критиковал губернатора региона. 

 
• 24 октября глава местного управления Федеральной службы безопасности 

обратился в местную избирательную комиссию с просьбой расследовать 
«незаконную агитацию», поскольку новосибирская газета Коммунистической 
партии «За народную власть» под рубрикой «Анекдоты от Зюганова» жестко 
отозвалась о Владимире Путине и партии Единая Россия. Центральная 
избирательная комиссия пока не вынесла решения по этому вопросу.  

 
• 14 октября в офисах типографии «Иртыш-Принт» был проведен обыск, в ходе 

которого было изъято несколько компьютеров. Рейды в типографии до этого 
проводили различные правоохранительные, пожарные, санитарные инспекции, 
и даже инспекция по охране труда. Типография печатает материалы для 
избирательной кампании. 

 



• 4 октября было проведено судебное заседание, в ходе которого суд признал 
недействительной регистрацию газеты «Город Орел» после трех лет ее 
непрерывной работы. В последнее время газета придерживалась оппозиционной 
линии по отношению к мэру Орла, который вступил в ряды правящей партии 
Единая Россия. 

 
• Случаи конфискации печатных материалов избирательной кампании были 

отмечены по всей стране. Эти случаи были зафиксированы в отношении 
публикаций Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), 
Справедливой России и Союза правых сил (СПС). 200.000 экземпляров издания 
Справедливой России «За справедливость» было конфисковано в Омске, а в 
Москве офис типографии, в котором находился один миллион листовок партии, 
был опечатан. Трое кандидатов от СПС объявили голодовку в попытке вернуть 
конфискованные материалы. Один из них вскоре был госпитализирован с 
сердечным приступом. 

 
Отсутствие равного доступа 
 
Финансируемые государством СМИ не смогли предложить аудитории 
сбалансированное и объективное освещение политических тем и партий. 
 
Несмотря на различия в использованных статистических методах, официальная служба 
мониторинга Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и служба мониторинга 
Союза журналистов России отметили подавляющее преимущество правящей партии на 
федеральных телеканалах. 
 

• По результатам мониторинга ЦИК, примерно одна треть времени, выделенного 
партиям на телевидении, досталась Единой России. На канале «Россия» и 
«Первом канале» время, посвященное Единой России, равнялось или 
превосходило общее время, которое получили все остальные партии. ЦИК не 
включил в мониторинг время, посвященное сообщениям о деятельности 
правительства и Президента Путина.1 

 
• Мониторинг, выполненный НПО, измерил объем информации переданной о 

Президенте, Кабинете Министров и о партиях. Время, отведенное Президенту, 
заняло самую большую долю общего времени, посвященного выборам. Общее 
время, выделенное Президенту, Правительству и Единой России в октябре и 
ноябре составило более 80 процентов.2  

 
Принцип равного доступа также был нарушен в результате произвольного 
распределения бесплатного эфирного времени, выделенного политическим партиям. 
 

• Президентская партия проигнорировала теледебаты и получила 
дополнительное бесплатное время. 30 октября Центральная избирательная 

                                                 
1 Полные результаты мониторинга, проведенного Российским Центром обучения избирательным 
технологиям, Центральная избирательная комиссия, можно найти по адресу: 
http://www.cikrf.ru/rcoit/monitoring/index.html (на русском языке).  
2 Полные результаты мониторинга, проведенного Центром экстремальной журналистики Союза 
журналистов России, можно найти по адресу: http://www.memo98.cjes.ru/?p=3&sm2=on&reports=2007111 
(на английском языке) или http://www.memo98.cjes.ru/?p=3&sm2=on&reports=200711 (на русском языке).  



комиссия выделила время в телевизионном и радиоэфире для партий, 
участвовавших в дебатах. Как и во время выборов в Думу 2003 года, Единая 
Россия решила не участвовать в дебатах вместе с другими партиями. Это 
разрешено законодательством о выборах. Взамен партия получила 
дополнительное бесплатное время для политической рекламы (в основном 
демонстрирующей Президента Путина). 

 
• В нарушение избирательного законодательства значение теледебатов (без 

правящей партии) было занижено: они вышли в эфир вне «прайм-тайм». 
Партии, которые решили участвовать в дебатах на государственных каналах, не 
смогли воспользоваться их преимуществами, поскольку правило о том, что 
дебаты должны транслироваться в «прайм-тайм», систематически нарушалось. 
Канал «Россия» передавал их с 7 до 9 часов утра, а «Первый Канал» – с 22:50 до 
23:20.  

 
Законодательные ограничения  
 
• Запрет на ведение «негативной агитации». Предоставление информации, 

которая формирует негативный образ кандидата или партии в умах электората 
или попросту содержит критику в их адрес, противоречит законодательству. 
Согласно недавно принятой статье 62.5.2 Федерального Закона «О выборах 
депутатов в Государственную Думу», политическим партиям запрещено вести 
агитацию на телеканалах: 
o для распространения призывов голосовать против федеральных списков 

кандидатов; 
o для предсказания возможных негативных последствий в случае избрания 

того или иного кандидата; 
o для распространения информации о партиях и кандидатах, которая создает 

отрицательное отношение к партиям и кандидатам.  
 
• Доступ маленьких партий к СМИ привязан к результату выборов. Маленькие 

партии будут наказаны, если им не удалось набрать 3% голосов избирателей. 
Им придется возместить стоимость бесплатного эфирного времени, которое им 
было выделено на федеральных каналах.  

 
• Ограничение участия СМИ. Право публиковать предвыборные материалы в 

печати или размещать в эфире предоставляется только тем СМИ, которые 
зарегистрированы в местной избирательной комиссии. 

 
Произвольное применение правил 
 
• Запрет на ведение «негативной кампании» не применяется в отношении 
правящей партии. Например, 21 ноября Президент Путин назвал своих 
политических оппонентов шакалами, которые стремятся навредить стране, 
реставрировать режим, основанный на коррупции и лжи; которым платят враги 
России за границей. 

 
• Запрет на ведение «негативной кампании» используется против оппозиции. С 

другой стороны, СМИ и вебсайты, ассоциируемые с кандидатами, 
противостоящими правящей партии, во многих регионах были временно или 



навсегда закрыты, изъяты или заблокированы со ссылкой на нарушение запрета 
на ведение «негативной агитации».  

 
• За три дня до выборов работа сайта www.forum.msk.ru была приостановлена без 

решения суда по просьбе Министерства внутренних дел на основании якобы 
имевшей место «негативной агитации» против депутата от Единой России 
Людмилы Нарусовой. Сайт смог возобновить работу только после регистрации 
у другого Интернет-провайдера. 

 
• Запрет на использование служебного положения для ведения предвыборной 

агитации не применяется в отношении правящей партии. Закон, запрещающий 
лицам, агитирующим за политические партии, «использовать преимущества их 
должностного или служебного положения» регулярно нарушался ведущим 
кандидатом правящей партии. 

 
29 ноября Президент завершил свое телевизионное обращение к нации, которое 
транслировалось на всю страну, словами «вот почему я прошу вас 
проголосовать за Единую Россию 2 декабря. Я рассчитываю на вас и надеюсь на 
вашу поддержку». 

 
Верховный Суд 20 ноября отклонил все жалобы, связанные с «прямой линией» 
Президента с нацией, во время которой он агитировал за федеральный список 
Единой России, который он сам возглавил. 

 
 
Выборочное применение законодательства об экстремизме и диффамации 
 

• Законы об экстремизме и диффамации использовались против предвыборных 
материалов оппозиции, но не против материалов партии власти. Ранее 
принятые законы, криминализующие критичное освещение и выражение 
мнений, в полной мере применялись в ходе предвыборной кампании, но только 
по отношению к предвыборным материалам оппозиции.  

 
• Несколько случаев нарушения свободы СМИ были отмечены в Саратовской 

области в ходе кампании. Судебное дело, связанное с экстремизмом, было 
возбуждено против газеты «Саратовский репортер» за фотоколлаж с 
изображением Президента Путина в форме фольклорного героя Штирлица. 
(Согласно Федеральному закону "О противодействии экстремистской 
деятельности", некоторые категории диффамации считаются экстремистскими 
правонарушениями.) Данное уголовное дело было прекращено прокуратурой по 
решению суда. Тем не менее, дело по обвинению в диффамации, выдвинутое 
против главного редактора газеты депутатом Госдумы Вячеславом Володиным, 
завершилось приговором к штрафу в 200.000 рублей и 180 часам 
исправительных работ.  

 
Саратовские события побудили 11 журналистов и редакторов обратиться к Президенту 
Путину с открытым письмом об угрозах свободе слова в регионе. 
 
 



• 19 ноября свердловской прокуратурой была проведена проверка в отношении 
газеты "Пышминские вести" за опубликование анекдота о выборах с намеком на 
ограниченные умственные способности парламентариев. Журналистов газеты 
неоднократно допрашивали и угрожали применением статьи 282 Уголовного 
кодекса (разжигание вражды в отношении 'социальной группы', в данном случае 
в отношении парламентариев).  

 
• На данный момент прокуратурой проводится расследование в отношении 

партийной газеты СПС "Проблема номер один" по подозрению в экстремизме. 
Поводом стало опубликование обращения пенсионеров к Президенту Путину, в 
котором они называют социальную политику государства "геноцидом".  

 
 
 
 
  

 
 
 

 
 


